?

Log in

No account? Create an account
25 ноя, 2007 @ 22:06 Финансовый вопрос

Мы - инди студия. Уже почти полтора года мы работаем подпольно, в основном на энтузиазме, с вливаниями из собственных карманов, когда нужно. Работали в основном с диз.доками, прототипами, выстраивали инфраструктуру, исследовали рынок и целевую аудиторию. Теперь, когда с этими вопросами уже все решено, нужно начинать активный девелопинг. Расходы, которые на это необходимы, мы сами уже покрыть не сможем. Отсюда вопрос, где таким как мы искать финансирования? В основном это вопрос из ряда "поделитесь опытом", но я с удовольствием выслушаю любые мысли по теме.
Спасибо.


insooo:
[User Picture Icon]
From:6a616d
Date:Ноябрь, 25, 2007 17:02 (UTC)
(Ссылка)
Все просто - наработки и тех демо, а главное, дизайн проект - показать издателю нуна - если выгорит - тянуть с него бабло потом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:(Анонимно)
Date:Ноябрь, 25, 2007 19:21 (UTC)
(Ссылка)
Новосибирцы - в Alawar. Если смышленые, то помогут. А если нет, то дальше учитесь.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:insooo
Date:Ноябрь, 25, 2007 20:09 (UTC)
(Ссылка)
Насколько я знаю, Алавар занимается казуальными играми.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:kukuk
Date:Ноябрь, 26, 2007 10:09 (UTC)
(Ссылка)
а чего делать-то думаете? ;)
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:insooo
Date:Ноябрь, 27, 2007 15:02 (UTC)
(Ссылка)
Ответ в посте ниже
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:alll
Date:Ноябрь, 26, 2007 11:04 (UTC)
(Ссылка)
Лучше на dtf.ru спросите. Ну или поройтесь в тамошних залежах букв. :)
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Ноябрь, 26, 2007 11:14 (UTC)
(Ссылка)
Для ответа (совета) не хватает данных. Что делаете, сколько человек, есть ли у кого опыт, есть ли хоть какая база, есть ли технология, есть ли прототип и еще много всяких "есть ли". Но в общем случае для стартапа в неказуальной сфере разработки на PC сейчас самое неудачное время. :-/
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:insooo
Date:Ноябрь, 27, 2007 15:00 (UTC)
(Ссылка)
Делаем классик црпг с упором в сценарий.

Что есть:
- хорошо проработанный диз док, тех.предложение и маркетинговое исследование.
- пять человек, опыт в основном у меня.
- минимальная база в виде сервера с проектной документацией, внутренними документами и репозиторием кода
- технология в виде движка, редактора уровней, скриптов, интерфейса.

Чего нет:
- "а чего бы посмотреть" в любой форме. Правда близко подходим к тех демо, вся инфраструктура для этого есть.

Подход который мы выбрали - начать с проработки видения проекта и пойти уже оттуда в необходимый технический уровень. Поэтому у нас только за последнее время появился нормальный движок - до этого были самописные демо-прототиперы.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:insooo
Date:Ноябрь, 27, 2007 15:05 (UTC)
(Ссылка)
И еще, я _прекрасно_ понимаю, что без "показать" никто не пустит на порог) Никто не говорит о том, чтобы идти сейчас. Просто я заранее задумываюсь.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Ноябрь, 28, 2007 11:31 (UTC)
(Ссылка)
Ок, я чуть позже отпишу свои соображения - вопрос на самом деле несколько шире нашего диалога и пути вашей команды. :)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Ноябрь, 28, 2007 21:24 (UTC)
(Ссылка)
Написал всякое и стер потом :). Потому что текстом многого не передать, а воспринято может быть неверно. Заранее прошу прощения если тон мой менторским покажется - вы вопрос задавали, я пытаюсь ответить как умею. В общем - того что вы перечислили пока совершенно недостаточно для продакшена, тем более RPG, тем более сценарной. Скажу только что за чистую "сценарную RPG" мы (Lesta) сейчас бы не взялись, потому что не тянем по многим параметрам (это мое имхо, у нас тоже есть горячие головы по части авантюрных проектов). Насчет нашей "базы" можно тут посмотреть - http://www.dtf.ru/articles/read.php?id=39684&page=6#lesta
Ну и типа парадокс в том, что мы боимся (такой проект это долго, дорого, рисково, аудитория маленькая и капризная, и кончится все плохо скорее всего) а вы - нет. :)

Повторюсь, сейчас очень нехорошее время для стартапа. Проекты новые открываются с большим скрипом, причем у сформировавшихся команд уже, не у новичков. Денег разработка на PC в общем случае приносить перестала (есть исключения, понятное дело, но мы не о них сейчас) и что хуже того - налицо хороший такой кризис всей модели устоявшегося за годы игрового рынка, причем всех его сегментов, от разработчика до издателя и дистрибьюторов. Но все равно, у вас есть шанс что кто-нибудь подпишет на чудовищных каких-нибудь условиях и с микробюджетом, но кроме выгоревших людей после такого проекта обычно ничего не остается, жирка нагулять для дальнейшего развития не получится. В общем - хорошо подумайте, насколько оно вам надо. И идите работать в какую-нибудь уже функционирующую контору с хорошей родословной набираться чисто ремесленнического опыта девелопмента. Переждите пока штормить будет, в течение ближайших пары лет все равно большая часть стартапов 2005-2007 гг. респавна распадется и будет поглощена крупняком. А там когда-нибудь глядишь и до вашей "классик црпг с упором в сценарий" дело дойдет. :-)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:insooo
Date:Ноябрь, 29, 2007 11:22 (UTC)
(Ссылка)
> Заранее прошу прощения если тон мой менторским покажется
Да ничуть.

Я совет безусловно приму к сведению. Возможно спасет нас то), что когда мы искали целевую аудиторию, то нашли нишевость и очень низкие запросы на графическую часть.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:dr_kertis
Date:Ноябрь, 26, 2007 12:05 (UTC)
(Ссылка)
без демоверсии к издателю можно и не соваться. Точнее, можно и сунутся, но шансов очень, очень мало. Издатели об этом прямо заявляют, стартапы их сейчас не сильно интересуют.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:insooo
Date:Ноябрь, 27, 2007 14:45 (UTC)
(Ссылка)
Демо версии или тех демо?
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:kukuk
Date:Ноябрь, 27, 2007 15:07 (UTC)
(Ссылка)
Покажите все, на что вы способны ;) как команда.
Ну и нужно четко понимать, зачем вы издателю, зачем он вам. Глядишь и договоритесь ;)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:iridix
Date:Ноябрь, 28, 2007 10:24 (UTC)
(Ссылка)
Без демо версии делать нечего. С плохой/простой демо версией - делать тоже нечего. (Издатели не дураки, это не денежные мешки и не торгаши, как их обычно по дури некоторые представляют себе, хотя иногда бывают дураки, да.. :) В таком случае говорят - "повезло" :) ). В общем и демо версия может не прокатить.

А по факту - "классик црпг" КРАЙНЕ неудачный тип проекта для стартапа.
Велики риски затяга на 1-2 года и провала.

Советую пока время не потеряно и пока еще ничего не началось -
слабать Casual игру для PC. В этом случае с адеватной демой вам уже дадут финансирование. Причем, не проектировать с нуля, а просто тупо скопировать или перекопировать то что уже есть (8-битные игры прошлого, итд.).

Сильно советую отойти от процесса разработки и почитать про маркетинг, жизнь и издателей на DTF.RU. Почитать там на форуме топик "молодым командам" :) Поискать по словам *паблиш* *издат* :-)
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Ноябрь, 28, 2007 11:40 (UTC)
(Ссылка)
>Советую пока время не потеряно и пока еще ничего не началось -
>слабать Casual игру для PC. В этом случае с адеватной демой вам уже дадут финансирование. Причем, >не проектировать с нуля, а просто тупо скопировать или перекопировать то что уже есть (8-битные >игры прошлого, итд.).

Неа. :) КМК, людям, которые _уже начали_ делать црпг НЕ НАДО делать казуал. Потому что казуал нельзя рассматривать как эрзац-заменитель "большого" девелопмента по принципу "пока не пущают на порог буду жить в казуал гетто". Там можно неплохо существовать и даже сорвать банк, но для этого надо затачивать команду именно под казуал. То есть изначально его хотеть делать и разбираться (пытаться разобраться) в этом рынке. Все иные попытки перейти "с паровозов на кастрюли" - от лукавого. Так что (это я в основном не для вас пишу а для них - вы наверное и так это знаете) в казуале сделать хит ничуть не проще, чем сделать хорошую црпг.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:teodor
Date:Ноябрь, 29, 2007 12:02 (UTC)
(Ссылка)
> Отсюда вопрос, где таким как мы искать финансирования?

Сделай красивые презентации, листовки на цветном принтере, пенжак клевый одень и вали к людям у которых есть деньги. Работа не простая, но результат может быть очень хороший. Только к издателям не ходи, всякие нефтяники нужны.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Декабрь, 1, 2007 11:42 (UTC)
(Ссылка)
Очень нужен "нефтяникам" левый человек в клевом пенджаке с листочками из цветного принтера, можно подумать. И потом эта работа, она не "непростая", а _специфическая_. Тут нужен особый подход и любовь к процессу. :-))))

Профильный инвестор он чем хорош. Он тебя не пристрелит если все плохо получится в итоге.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:teodor
Date:Декабрь, 1, 2007 17:07 (UTC)
(Ссылка)
По поводу первого. Есть довольно много людей со свободными деньгами, которые очень хотят их перспективно вложить. И людей таких много. И денег у них много. Получить их конечно же не просто, там очередь страждущих огого! :)

По поводу второго. Профильный им денег не даст. Маловероятно. И всю кровь выпьет. А вот нефтяник сразу знает, что некоторые его инвестиции уйдут вникуда.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:teodor
Date:Декабрь, 1, 2007 17:09 (UTC)
(Ссылка)
зы. "очень хотят их перспективно вложить" - айти и компьютерные игры - это перспективно, даже очень, не смотря на кризис ;)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Декабрь, 3, 2007 06:58 (UTC)
(Ссылка)
Дело не в кризисе вовсе, и без него эта область слишком рисковая была для незнакомого с ней игрока. Профильный инвестор (издатель то бишь) живет в основном за счет ширины линейки и в принципе гораздо лучше представляет что тут на этом рынке делать нужно, хотя тоже не всегда, между прочим. А непрофильный играет в лотерею, вкладываясь в какой-то один проект.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Декабрь, 3, 2007 06:55 (UTC)
(Ссылка)
С каких пор игры стали "перспективным вложением"? Это один из самых рисковых бизнесов, особенно для непрофильного инвестора. Вкладывают те, кого удачно разводят, дас ;-).
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:teodor
Date:Декабрь, 3, 2007 09:57 (UTC)
(Ссылка)
На играх можно зарабатывать очень много денюжек, очень много.
Рынок игровой растет, прямо на глазах превращается из нишевого в массовый.
Если это не перспективно, то я Мать Тереза.

Каким образом снижать риски - это совсем отдельный разговор. Рисковость не значит что в игры не хотят занести денег. Даже может быть наоборот.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Декабрь, 3, 2007 11:48 (UTC)
(Ссылка)
Что у них, что у нас 90% денюжек зарабатывают 10% игр. Причем почти все они делаются при фин. поддержке профильных инвесторов. Ситуаций, когда обогатился непрофильный "нефтяник" не знаю. Ситуаций когда "нефтяника" разводили на 2-3 заведомо убыточных проекта знаю несколько даже в недалеком питерском окружении. Это типа так в жизни. А в рекламных бла-бла-бла таки и рынок "игровой растет, прямо на глазах превращается из нишевого в массовый" и "перспективный" по самое не балуйся. Про рост игрового рынка вообще отдельная тема, не хотелось бы ее сейчас затрагивать (разговор вообще не о том был). Но там тоже все далеко не так радужно, как в "Итогах года" на ДТФ Большая Пятерка вещает.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:teodor
Date:Декабрь, 3, 2007 12:28 (UTC)
(Ссылка)
Вот например вивенди - это профильный инвестор? Деньги же можно просить не только на отдельный проект, но и на компанию. Если инвестор не совсем дебил, то даже с неудачными проектами у него будет игровая компания с опытом, которую можно продать. И дело даже не только в прибыли с отдельного тайтла или прибыли в целом, а еще и рост стоимости компании, ее можно тупо перепродать, даже если она денег не приносит. И вот есть мнение, что перепродать в будущем можно дороже. Интерес у инвесторов сейчас есть - это объективный факт. Интерес сейчас выше, чем раньше и продолжает расти.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:ex_amicus_h
Date:Декабрь, 3, 2007 12:57 (UTC)
(Ссылка)
Вижу, что начали за здравие, а кончили, прости господи, на Вивенди. :-) Изначальный посыл был в том что автору поста не стоит обращаться в "нефтяникам", потому что себе дороже может боком выйти. Какая связь с Вивенди тут? И тем более с интересом крупных венчурных фондов к крупным же игрокам индустрии (интерес этот есть, подтверждаю, но именно в обозначенном масштабе - крупные хотят крупных чтобы заработать на перепродаже по-крупному).

Повторюсь. К вложению средств мелкого непрофильного инвестора (допустим это будет Гиви Дрочидзе, авторитетный владелец трех ларьков и места на рынке) в отдельно взятый стартап эти индустриальные процессы не имеют никакого отношения. Потому что венчурный фонд он на то и венчурный фонд чтобы по-любому удачно перепродать даже условно-прибыльный бизнес, а вышеупомянутый Гиви, прогорев на прожекте срубить бабла с "сценарной rpg" может максимум что сделать - это садовым секатором пальцы укоротить незадачливому должнику (тут утрирую, но логика понятна надеюсь). :)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:teodor
Date:Декабрь, 3, 2007 14:05 (UTC)
(Ссылка)
Почему не стоит? На данный момент это один из вариантов сделать сценарную рпг. Второй вариант - это "делать за свои", т.е. без денег "на ролтоне". Первый предпочтительнее. Если конечно речь идет о том, чтобы сделать :)
Раньше было сильно сложнее объяснить что такое игры и где тут деньги, а сейчас легче.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)